На весенних каникулах учащиеся 9-10 классов МАОУ «Лицея № 97 г. Челябинска» получили уникальную возможность стать участниками проектно-исследовательской деятельности в рамках кафедральных научных тем физического факультета МГУ. К встрече и приему детей сотрудники факультета отнеслись очень ответственно. Деканом физического факультета МГУ профессором Сысоевым Н.Н. была создана специальная рабочая группа: профессор Федосеев А.И, научный сотрудник Прохоров А.В., доцент Парфенов К.В., специалист по УМР Мошкина Г.И., а также сотрудники кафедр и студенты разных курсов. В общей сложности было задействовано более 30 человек.Всё от обеспечения доступа на факультет, передвижения детей между корпусами факультета, организации питания, процесса обучения и заканчивая подготовкой вместе с учащимися отчета о пребывании на кафедрах, было сделано на высшем уровне.

Особенно хочется отметить удачное, на наш взгляд, выстраивание образовательного процесса по трем направлениям: участие учащихся в проектной и исследовательской деятельности, лабораторный практикум, мастер-класс по решению олимпиадных и конкурсных задач. Разнообразие предлагаемых учащимся видов деятельности положительно отразилось на их вовлеченности в учебный процесс, позволило им работать интенсивно в течение всего учебного дня.

 

Для реализации проектной и исследовательской деятельности учащихся были привлечены 4 кафедры физического факультета МГУ. Кафедра биофизики под руководством профессора Твердислова В.А. познакомила учащихся с биофизикой молекул и клеток, происхождением жизни на земле, процессом эволюции от клетки до организма.Несмотря на трудность предложенных тем и недостаточную подготовку учащихся по биологии (базовый уровень знаний, не профильный), ребята успешно справились с предложенными заданиями, получили положительный опыт участия в проектной и исследовательской деятельности.

Кафедра физики космоса во главе с профессором Свертиловым С.И. выбрала для проектной деятельности такие темы, как радиационные излучения в космосе, космическую погоду и проектирование научных космических миссий. Предложенные темы очень заинтересовали ребят, однако оказались весьма трудными. Необходимо отметить большой труд сотрудников кафедры, смогших «с нуля» донести до детей предложенные темы, их умение выстроить работу таким образом, что ребята смогли справиться с предложенными им заданиями. Учащимся этой кафедры посчастливилось встретиться с человеком, принимавшем участие в запуске первых искусственных спутников Земли – Юрием Ивановичем Логачевым.

Темы проектной деятельности от кафедры физики полимеров и кристаллов были следующими: зондовая микроскопия: обработка изображений, изучение вируса табачной мозаики и создание фильма «Полет над бактерией». В процессе работы на этой кафедре под руководством профессора Яминского И.В. каждому из ребят удалось в полной мере справиться со всем перечнем предложенных тем.

Кафедра общей физики и волновых процессов под руководством профессора Макарова В.А. предложила для проектной деятельности учащимся следующие темы: 1. Оптическая анизатропия органических полупроводников. Исследования с помощью поляризационного микроскопа. 2. Современная оптическая наноскопия. 3. Основы интеллектуальных и роботизированных систем автоматизации. Работа по данным темам потребовала от учащихся большого интеллектуального напряжения, погружения в изучаемую проблему. Поэтому в отличие от других кафедр ребятам этой кафедры необходимо было выбрать одну из тем и в течение 3 дней заниматься только по выбранной теме. Для работы над проектом были привлечены не только лаборатории и сотрудники кафедры общей физики и волновых процессов физического факультета МГУ, но и организована ознакомительная поездка в институт кристаллографии, где учащиеся смогли узнать о современных исследованиях с применением атомных микроскопов.

Очень интересной оказалась работа по численному моделированию физических процессов. Поскольку данный метод является актуальным и необходимым для научных исследований, было бы целесообразно, на наш взгляд, увеличить объем часов на знакомство с этим методом.

Очень важной с точки зрения привлечения школьников на физический факультет является неформальная беседа о том «Как поступить на физический факультет» как с представителями профессорско-преподавательского состава, так и с представителями студенческого сообщества. Это мероприятие, безусловно, следует оставлять как часть программы знакомства с факультетом.

В целом программа пребывания учащихся МАОУ Лицея № 97 г Челябинска с 25 по 28 марта на физическом факультете МГУ была очень интересной, насыщенной, разноплановой, увлекательной.Ведь ребята не только учились в университете, но и знакомились с Москвой. Каждый день сразу после окончания занятий все отправлялись путешествовать по городу. За четыре дня нам довелось подняться на Останкинскую башню, погулять по Красной площади, и на Воробьевых горах, восхититься громадными и удивительными зданиями делового центра «Москва-сити», а также шедеврами русских художников, представленными в Третьяковской галерее.